Существуют разные типы двигателей (роторно-поршневые, безшатунные двигатели Баландина, реактивные двигатели и так далее), которые можно отнести к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), но мы рассмотрим принцип работы обычных, автомобильных ДВС. Каждый автомобильный двигатель (за редким исключением), состоит из блока цилиндров, криво-шатунного механизма (КШМ), газораспределительного механизма (ГРМ), системы смазки и системы охлаждения.

Работа двигателя внутреннего сгорания
Когда проворачивается КШМ, то приводится в действие система подачи топлива и подачи обогащенной смеси, система газораспределения, система смазки и система зажигания. В момент окончания такта сжатия поршнем обогащенной смеси, происходит ее воспламенение от свечи зажигания, или самовоспламенение от сжатия (дизельные ДВС), что приводит в автоматическое движение КШМ. Отработанные газы выходят через выпускные клапана в выпускной коллектор, а через впускные клапана на следующем такте сжатия, в цилиндр поступает обогащенная смесь. Обычно, одновременно происходит такт сжатия в двух или более цилиндрах (это зависит от количества цилиндров), в этот момент, расположенные на коленвале шатуны, толкают поршня вверх по цилиндрам, а шатуны поршней, которые уже закончили такт сжатия, опускают поршня вниз по цилиндрам.